Коммунального государственного учреждения «Управление занятости и социальных программ города Алматы» по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков второе полугодие на 2017 г

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Полное наименование объекта внутреннего анализа: Коммунальное государственное учреждение «Управление занятости исоциальных программ города Алматы» (далее — Управление).

Основание проведения внутреннего анализа: Приказ руководителя Управления от 03октября2017 года № 119.

Период проведения внутреннего анализа: с 3октября 2017 года по 16октября2017 года.

Анализируемый период деятельности объекта внутреннего анализа: с 1 мая по 1 октября 2017 года.

Анализ проведен по направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления.

 

Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления.

Управление в своей деятельности руководствуется следующими отраслевыми нормативными правовыми актами: законами Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», от 28 апреля 1995 года «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях», от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи», от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», от 28 июня 2005 года «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», от 6 апреля 2016 года«О занятости населения»,от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», постановлениями Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754 «Об утверждении перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам»,приказами Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов», от 26 марта 2015 года № 165 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» и от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере», решением внеочередной XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2июня 2014 года № 232«Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе Алматы»,решением VIII сессии маслихата города Алматы VI-го созыва от 16 сентября 2016 года № 32 «Об установлении размеров социальной помощи и определение перечня отдельных категории нуждающихся граждан», решением внеочередной XXV сессии маслихата города Алматы V-го созыва от 5 апреля 2014 года № 210 «Об установлении перечня памятных дат и праздничных дней для оказания социальной помощи, а также кратности оказания социальной помощи», постановлениями акимата города Алматы от 9 сентября 2015 года № 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы», от 18 апреля 2017 года № 2/123«Обутверждении Положения коммунального государственного учреждения «Управление занятости и социальных программ города Алматы» (далее — Положение).

В ходе мониторинга нормативных правовых актов выявлены следующие несоответствия с действующим законодательством Республики Казахстан:

  1. ПостановлениеАкимата города Алматы от 9 сентября 2015 года№ 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы» (далее — Постановление) указана ссылка на Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения», который утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения». Намомент проведения анализа в указанное Постановлениебыли внесены соответствующие изменения, проект постановления направлен для согласования с заинтересованными органами.
  2. В Регламентах государственных услуг «Назначение государственного пособия на детей до 18 лет», «Назначение государственной адресной социальной помощи», «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» и «Возмещение затрат на обучение на дому детей-инвалидов» утвержденныхпостановлением Акимата города Алматы от 9 сентября 2015 года № 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы» отсутсвуют сроки осуществления процедур (действий) установленных стандартами, что противоречит Правилам по разработке стандартов и регламентов государственных услуг, утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 декабря 2014 года № 126.

В настоящее время проект нормативного правового акта с внесенными изменениями и дополнениями в регламенты государственных услуг направлен на согласование с  заинтересованными органами.

  1. Регламент государственной услуги «Выдача и продление разрешения иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы»не приведен в соответствие внесенным изменениями в стандарт государственной услуги «Выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, либо в рамках внутрикорпоративного перевода», утвержденный приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279.

В настоящее время проект нормативного правового акта с внесенными изменениями и дополнениями направлен на согласование с  заинтересованными органами.

Вывод: В настоящее время Управлением ведутся работы по устранению выявленных коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих его деятельность.

 

Выявление коррупционных рисков по линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров.

Штатная численность Управления — 217 единиц, за анализируемый периодуволено – 11 государственных служащих, принято на работу – 24 государственных служащих. Причинами сменяемости кадров государственных служащихявились: достижение пенсионного возраста – 5единиц, переход в другой государственный орган или частный сектор –5 единиц, в связи с выходом на работу основного работника– 1 единица. По состоянию на 1 октября 2017 года число свободных вакансий в Управлении составило 8 единиц. С начала года в ежегодныйтрудовой отпуск были направлены 105 сотрудников.

ВУправлении фактов привлечения к ответственности должностных лиц за совершение коррупционных правонарушений не выявлено.Однако, за отчетный период к дисциплинарной ответственности было привлечено 11 государственных служащих, из них 3 за нарушение сроков оказания государственных услуг.

Вывод: в Управлении по линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров, коррупционных рисков не выявлено.

 

Выявление коррупционных рисков по линии урегулирования конфликта интересов.

Проанализирована процедура государственных закупок.Процедура проведения государственных закупок в Управлении проводится в соответствии со ст. 6 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», согласно которой, конкурсной либо аукционной комиссией при выполнении процедур проведения государтвенных закупок проводится работа по выявлению аффилированности потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг. В анализируемом периоде факты аффилированности не выявлены.

Проведено изучение личных дел государственных служащих с целью выявления фактов совместной службы близких родственников, супругов и свойственников. Фактов совместной службы близких родственников, супругов и свойственников не выявлено.

Вывод: В Управлении коррупционных рисков по линии урегулирования конфликта интересов не выявлено.

 

Выявление коррупционных рисков по линии оказания государственной услуги.

Проведено изучение стандартов и регламентов оказания государственных услуг в соответствующих нормативных правовых актах.

В соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 апреля 2015 года № 319 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», постановлением акимата города Алматы от 20 января 2016 года № 1/20 «Об утверждении регламента государственной услуги «Назначение жилищной помощи», приказами Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения», от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере» и постановлением акимата города Алматы от 9 сентября 2015 года № 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы», решением VIII сессии маслихата города Алматы VI-го созыва от 16 сентября 2016 года № 32 «Об установлении размеров социальной помощи и определение перечня отдельных категории нуждающихся граждан», решением XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2 июня 2014 года № 232 «Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе АлматыУправление оказывает следующие государственные услугина альтернативной основе, через государственный орган, ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «Электронного правительства»:

  • «Назначение государственной адресной социальной помощи»;
  • «Назначение государственного пособия на детей до восемнадцати лет»;

3) «Возмещение затрат на обучение на дому детей инвалидов»;

4) «Регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений»;

5) «Регистрация лиц ищущих работу»;

6) «Регистрация лиц, ищущих работу, в качестве безработного»;

7) «Выдача направлений лицам на участие в активных формах содействия занятости»;

8) «Выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи»;

9) «Выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, либо в рамках внутрикорпоративного перевода»;

10) «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»;

11) «Выдача справок безработным гражданам»;

12) «Назнчение жилищной помощи»;

 

 

На безальтернативной основе, через государственный орган:

 

13) «Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи»;

14) «Обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническими средствами»;

15) «Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, специалиста жестового языка для инвалидов по слуху»;

16) «Предоставление инвалидам кресла-колясок»;

17) «Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением»;

18) «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому»;

19) «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях)»;

20) «Выдача удостоверения реабилитированному лицу»;

21) «Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года».

В течение анализируемого периода оказано 55 811 государственных услуг, из которых 44 132 (79%) оказаны через государственный орган, 6 525(11,7 %) через ГК «Правительство для граждан», 5 154 (9,2 %) через веб-портал «электронного правительства».

Из общего количества оказанных государственных услуг в течение отчетного периода 36 202 или 64,9% приходится на сферу занятости населения, которые должны были оказываться на альтернативной основе через государственный орган, ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «электронного правительства». Однако, 32 630 услуг или 90,1% были оказаны через государственный орган.

Одной из причин оказания услуг через государственный орган, является отсутствие стандартов в соответствии с новым Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения», которым в реестр государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года № 983, были внесены 2 государственные услуги:

  • «Регистрация лиц, ищущих работу»;
  • «Регистрация лиц, ищущих работу, в качестве безработного».

Стандарты данных государственных услуг утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения РеспубликиКазахстан от 4 июля 2017 года № 190О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279«Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере».

Регламенты государтсвенных услуг разработаны в соответствии со стандартами и направлены на согласование с заинтересованными государственными органами.

Следует отметить, что из оказанных услуг в сфере социальных выплат государственная услуга «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» оказана в количестве 4 176 единиц. В соответствии со стандартом данная услуга оказывается на альтернативной основе через веб-портал, только для категорий лиц с социально-значимыми заболеваниями и инвалидов, остальные категории (например, пенсионеры (7 МРП), на которые приходится более половины от числа получателей) должны получить государственную услугу через государственный орган.

В целях увеличения количества получателей государственных услуг через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» Управлением направлены предложения в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстани Государственную корпорацию «Правительство для граждан» о целесообразности передачи услуг на альтернативной основе через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и веб-портал «электронного правительства» в части приема заявлений, документов и выдачи результатов оказания государственных услуг:

  1. «Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи»;
  2. «Обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническими средствами»;
  3. «Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, специалиста жестового языка для инвалидов по слуху»;
  4. «Предоставление инвалидам кресла-колясок»;
  5. «Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением»;
  6. «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому»;
  7. «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях)»;
  8. «Выдача удостоверения реабилитированному лицу».

Кроме того, в целях улучшения работы государственных органов по оказанию государственных услуг, недопущению коррупционных правонарушений и исключению непосредственного контакта услугополучателя с представителем государственного органа, было предложено передать на безальтернативной основе через Госкорпорацию прием заявлений, документов и выдачу результатов оказания следующих государственных услуг:

  1. Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов.
  2. Назначение государственной адресной социальной помощи;
  3. Назначение государственного пособия на детей до восемнадцати лет
  4. Регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений;
  5. Возмещение затрат на обучение на дому детей инвалидов;
  6. Выдача справок безработным гражданам;
  7. Выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи.

Следует отметить, что получение государственной услуги через госкорпорацию и веб-портал «электронного правительства», даст возможность исключить бюрократию и устранить административные барьеры, сэкономить время, получить доступность и гарантию единых подходов в оказании услуг. Кроме того, это позволяет повысить эффективность предоставления услуг и формирование доверительного отношения к органам власти, что окажет положительное влияние на социальную обстановку в городе.

В связи с этим, Управлением было направлено письмо в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан о рассмотрении вопроса о передаче вышеназванных государственных услуг на альтернативной и безальтернативной основе в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и веб-портал «Электронного правительства» и внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты Республики Казахстан, также в целях недопущения нарушения сроков оказания государственных услугвнесено предложение повнедрению системы оповещения услугодателей о сроках оказания услуг, заблаговременное оповещение услугодателей и услугополучателей о проведении технических работ.

Также, при оказании государственных услуг имеет место отсутствияинтеграции автоматизированных информационных систем (Е-собес, Социальная помощь, Занятость, Иностранная рабочая сила) с ИИС «ЦОН» Государственной корпорации «Правительство для граждан» и веб-порталом «Электронного правительства».

Вывод: В Управлении по линии оказания государственной услуги выявлены следующие коррупционные риски:

  • оказание государственных услуг внесенных в реестр государственных услуг без стандартов и регламентов;
  • 9 государственных услуг оказываются только на безальтернативной основе, через государственный орган.
  • 3 сотрудника Управления привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков оказания государственных услуг. Согласно критериям оценки степени риска по соблюдению законодательства в сфере оказания государственных услуг несоблюдение сроков оказания государственных услуг установленных стандартами государственных услуг является грубым нарушением.

 

Выявление коррупционных рисков по линии реализации разрешительных функций.

Управлением реализуется разрешительная функция «Выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, либо в рамках в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения», приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Об утверждении Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода», данная функция осуществляется внутрикорпоративного перевода», приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере». За отчетный период выдано 1 568разрешений, из них 1 553 разрешений выдано через портал «электронного правительства», через государственный орган выдано 15 разрешений, жалоб на оказанные услуги не поступало.

 

Выявление коррупционных рисков по линии реализации контрольных функций.

Управление контрольных функции не осуществляет.

 

Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности подразделения.

За указанный период в Управление поступило 1486 обращений от физических и юридических лиц, 524 обращений от физических лиц и 970обращений от юридических лиц, на личный прием к руководству Управления обратилось 16 граждан, из них по 5 обращениям физических лиц приняты положительные решения, по 11 обращениям даны мотивированные разъянения. По 364 обращениям юридических лиц приняты положительные решения, по 372 даны мотивированные разъяснения. По 24 обращениям физических лиц приняты положительные решения, по 508 даны мотивированные разъяснения, удовлетворено — 24. За анализируемый период со стороны заявителей поступило 25 жалоб. По результатам рассмотрения жалоб даны мотивированные ответы.

Вывод: В Управлении при рассмотрении обращении физических и юридических лицнарушений не выявлено.

 

По итогам анализа выработаны следующие рекомендации ао устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Управлению занятости и социальных программ города Алматы в течение трех месяцев с даты завершения анализа принять меры по следующим направлениям:

  1. Привести в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан регламенты государственных услуг, а также установить контроль своевременности внесения изменений и дополнений, с учетом действующих нормативных правовых актов по конкретным государственным услугам.
  2. Продолжить работу по передаче государственных услуг оказываемых на безальтернативной основе через ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «Электронного правительства», в целях минимизации прямых контактов между Услугодателем и Услугополучателем.

 

Отыншиев Меиржан Батырбекович Заместитель руководителя Управления занятости и социальныхпрограмм города Алматы, руководитель рабочей группы
Самыкенова Кулбала

Аянбергеновна

Руководитель отдела документационного обеспечения
Калибекова Айгуль

Санатовна

Руководитель отдела службы управления   персоналом (кадровая служба)
Галиев Жанат

Серикпаевич

Руководитель юридического отдела
Бектурганова Динара Жаксылыковна Руководитель отдела по контролю оказания государственных услуг
Абирова Жулдыз

Мейрамовна

Главный специалист юридического отдела, секретарь рабочей группы
Кунапиева Камшат Даулетбековна Главный специалист юридического отдела секретарь рабочей группы