АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА коммунального государственного учреждения «Управление занятости и социальных программ города Алматы» по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков

Полное наименование объекта внутреннего анализа: Коммунальное государственное учреждение «Управление занятости и социальных программ города Алматы» (далее — Управление).

Основание проведения внутреннего анализа: Приказ руководителя Управления от 28 мая 2018 года № 50.

Период проведения внутреннего анализа: с 1 июня по 15 июня 2018 года.

Анализируемый период деятельности объекта внутреннего анализа: с      1 января по 1 июня 2018 года.

Анализ проведен по направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления.

 

Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления.

Управление в своей деятельности руководствуется следующими отраслевыми нормативными правовыми актами: законами Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», от 28 апреля 1995 года «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях», от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи», от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах», от 6 апреля 2016 года «О занятости населения», от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах», от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», постановлениями Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754 «Об утверждении перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам», от 30 декабря 2009 года № 2314 «Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи», от 21 мая 2013 года № 504 «Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан», приказами Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов», от 26 марта 2015 года № 165 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» и от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере», от 14 июня 2016 года № 516 «О некоторых вопросах содействия занятости», Министра национальной экономики Республики Казахстан от      9 апреля 2015 года № 319 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», решением внеочередной XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2 июня 2014 года № 232 «Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе Алматы», решением XLI-й сессии маслихата города Алматы V-го созыва от 23 июля 2015 года № 347 «Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категории нуждающихся граждан в городе Алматы», постановлениями акимата города Алматы от 9 сентября 2015 года № 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы», от 30 ноября 2017 года № 4/496 «Об утверждении регламентов государственных услуг в трудовой сфере», от 18 апреля 2017 года № 2/123 «Об утверждении Положения коммунального государственного учреждения «Управление занятости и социальных программ города Алматы» (далее — Положение).

В ходе проведенного мониторинга нормативных правовых актов выявлены следующие несоответствия с действующим законодательством Республики Казахстан:

  1. Законом Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения» внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» (далее — Закон). Согласно п.п. 10) ст. 10 Закона местный орган по вопросам занятости регистрирует лиц, ищущих работу в качестве безработных, в соответствии со ст. 14 Закона, однако стандартом государственной услуги «Регистарция лиц, ищущих работу в качестве безработного», утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279 (далее — Стандарт), данная государственная услуга оказыватся КГУ «Центр занятости населения».

В связи с чем, стандарт государственной услуги не приведен в соответствие с требованием Закона.

  1. В пункты 3 и 4 Правил предоставления жилищной помощи, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2314 внесены изменения и дополнения постановлением Правительства Республики Казасхстан от 4 мая 2018 года № 237, в части обращения за назначением жилищной помощи, сроков рассмотрения документов, перечня документов предоставляемых услугополучателями и т.д., в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в решение внеочередной XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2 июня 2014 года № 232 «Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе Алматы».
  2. Правилами назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 320 (далее — Правила), определен срок оказания государственной услуги — 13 (тринадцать) дней, который включает в себя следующие сроки: Центр в течение двух рабочих дней со дня получения документов от заявителя передает документы заявителя участковой комиссии для обследования материального положения заявителя (семьи) и подготовки решения. Далее согласно п. 12 Участковая комиссия в течении трех рабочих дней со дня поступления пакета документов от Центра проводит обследование материального положения заявителя (семьи) и по его результатам готовит заключение.

В соответствии п. 13 Центр определяет вид оказываемой адресной социальной помощи (для согласования назначения обусловленной денежной помощи направляет документы в районную (городскую) или региональную комиссию), готовит проект решения о назначении и направляет в уполномоченный орган. Пунктом 14 определено, что уполномоченный орган в течение трех рабочих дней принимает решение о назначении адресной социальной помощи или отказе в ее назначении. Согласно п. 17 Центр в течение пяти рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о назначении адресной социальной помощи или об отказе в назначении представляет заявителю уведомление. Совокупно срок принятия решения и предоставления государственной услуги составляет 13 (тринадцать) рабочих дней.

Согласно п.п. 1) п. 4 Стандарта государственной услуги «Назначение государственной адресной социально помощи» срок оказания государственной услуги при обращении в Центр – со дня регистрации пакета документов Центром – 7 (семь) рабочих дней.

Таким образом выявлена коллизия между стандартом государственной услуги и Правилами по срокам оказания услуги.

  1. Реестром государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2013 года № 983 государственная услуга «Выдача удостоверения реабилитированному лицу» в наименовании организации, осуществляющих прием заявлений и выдачу результатов оказания государственной услуги указана Государственная корпорация, тогда как согласно стандарту государственная услуга оказывается местным исполнительным органом, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через услугодателя.

 

Вывод: В настоящее время Управлением принимаются меры направленные на устранение выявленных коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих его деятельность.

 

Выявление коррупционных рисков по линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров.

Штатная численность Управления составляет — 214 единиц, за анализируемый период уволено – 9 государственных служащих, принято на работу – 19 государственных служащих. Причинами сменяемости кадров явилось: достижение пенсионного возраста – 4 единицы, переход в другой государственный орган или частный сектор – 3 единицы, в связи с выходом на работу основного работника– 2 единицы. По состоянию на 1 июня 2018 года число свободных вакансий в Управлении составило — 6 единиц.

В ежегодный трудовой отпуск направлено — 136 сотрудников, объявлено — 29 конкурсов на занятие административной государственной должности корпуса «Б», в котором приняло  участие — 46 кандидатов.

В Управлении фактов привлечения к ответственности должностных лиц за совершение коррупционных правонарушений не выявлено.

К дисциплинарной ответственности было привлечено — 17 государственных служащих, из них – 11 сотрудников за нарушение сроков оказания государственных услуг и 6 сотрудников за нарушение сроков расммотрения обращений физических и юридических лиц.

Вывод: в Управлении по линии управления персоналом, в том числе сменяемости кадров, коррупционных рисков не выявлено.

 

Выявление коррупционных рисков по линии урегулирования конфликта интересов.

Проанализирована процедура государственных закупок, которая проводится в строгом соответствии с требованием ст. 6 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках», конкурсной либо аукционной комиссией при выполнении процедур проведения государтвенных закупок проводится работа по выявлению аффилированности потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг. За анализируемый период факты аффилированности не выявлены.

Проведено изучение личных дел государственных служащих с целью выявления фактов совместной службы близких родственников, супругов и свойственников также не выявлены.

Вывод: В Управлении коррупционные риски по линии урегулирования конфликта интересов отсутствуют.

 

Выявление коррупционных рисков по линии оказания государственной услуги.

Проанализированы стандарты и регламенты оказания государственных услуг на соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 апреля 2015 года № 319 «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», постановлением акимата города Алматы от 20 января 2016 года № 1/20 «Об утверждении регламента государственной услуги «Назначение жилищной помощи», приказами Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения», от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере» и постановлением акимата города Алматы от 9 сентября 2015 года   № 3/539 «Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере социальной защиты, предоставляемых в городе Алматы», решением XLI-й сессии маслихата города Алматы V-го созыва от 23 июля 2015 года № 347 «Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категории нуждающихся граждан в городе Алматы», решением XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2 июня 2014 года № 232 «Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе Алматы» Управлением оказываются 19 государственных услуг:

 

на альтернативной основе, государственным органом, через ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «Электронного правительства»:

1) «Возмещение затрат на обучение на дому детей инвалидов»;

2) «Регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплата единовременной государственной денежной компенсации, выдача удостоверений»;

3) «Регистрация лиц ищущих работу»;

4) «Выдача направлений лицам на участие в активных формах содействия занятости»;

5) «Выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи»;

6) «Выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, либо в рамках внутрикорпоративного перевода»;

7) «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»;

8) «Назнчение жилищной помощи»;

9) «Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, специалиста жестового языка для инвалидов по слуху»;

10) «Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи»;

11) «Обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническми средствами»;

12) «Предоставление инвалидам кресла-колясок»;

13) «Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением»;

14) «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому»;

15) «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях)»;

16) «Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года».

 

На безальтернативной основе, государственным органом:

17) «Назначение государственной адресной социальной помощи»;

18) «Регистрация лиц, ищущих работу, в качестве безработного»;

19) «Выдача удостоверения реабилитированному лицу».

 

За анализируемый период оказано 58 273 государственных услуг, из которых 40 454 (69%) оказаны через государственный орган, 16 955 (29 %) через ГК «Правительство для граждан» и 864 (1,5%) через веб-портал «электронного правительства».

Как показывает мониторинг, лишь 30,5 % услугополучателей обращаются за получением государственной услуги в Государственную корпорацию и веб-портал «электронного правительства», так  государственная услуга «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» оказывается через госорган, а для инвалидов и лиц, имеющих социально значимые заболевания, оказывается и через веб-портал «электронного правительства». За 5 месяцев через госорган оказано 12 179  или 20,8 % услуг, а через веб-портал «электронного правительства» — 0, причиной послужило затруднение услугополучателей использовать данный вид обращения.

В этой связи Управлением в адрес Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан были направлены письма (от 15.05.2018 №10.45/2863 и от 24.05.2018 №10.45/3057) о рассмотрении вопроса о возможности передачи 7 государственных услуг на безальтернативной основе, через Государственную корпорацию ( 1) Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи;2) Оформление документов на инвалидов для предоставления им услуги индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху; 3) Обеспечение инвалидов сурдо-тифлотехническими и обязательными гигиеническими средствами; 4) Предоставление инвалидам  кресла-колясок; 5)Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением; 6) Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому; 7) Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях)), а  государственную услугу «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» передать на альтернативной основе, через Государственную корпорацию. Также разрешение вопроса интеграции ИИС «ЦОН» с информационными системами МТЗСН РК.

Из общего количества оказанных государственных услуг в течение отчетного периода 26 329 или 45% приходится на сферу занятости населения. Три государственные услуги «Регистрация лиц, ищущих работу», «Выдача направлений лицам на участие в активных мерах содействия занятости», «Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности, потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами, потеря дохода в связи установлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года» (из 17 691 оказанных услуг 14 услуг оказаны через веб-портал «электронного правительства») оказываются на альтернативной основе через государственный орган, ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «электронного правительства», две государственной услуги «Назаначение государственной адресной социальной помощи», «Регистрация лиц, ищущих работу, в качестве безработного лица» оказываютя на безальтернативной основе через услугодателя.

Следует отметить, что из оказанных услуг в сфере социальных выплат государственная услуга «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» оказана в количестве 12 179 единиц. В соответствии со стандартом данная услуга оказывается на альтернативной основе через веб-портал, только для категорий лиц с социально-значимыми заболеваниями и инвалидов, остальные категории (например, пенсионеры (7 МРП), на которые приходится более половины от числа получателей) должны получить государственную услугу через государственный орган.

Согласно результатам выборочной проверки в Управлении от 16 марта 2018 года, по данной услуге выявлено 2 факта истребования от услугополучателей документов не регламентированных стандартом государственной услуги.

Причиной явилось то, что данная государственная услуга оказывается в денежной форме и при ее оказании необходимо распологать конкретными актуальными сведениями о номере банковского счета услугополучателя для перечисления денежных средств, однако Стандартом данный документ не предусмотрен. В связи с чем, Управлением направлено письмо в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (письмо № 10.45/1937 от 29 марта 2018 года), о внесении дополнения в пункт 9 Стандарта государственной услуги «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решению местных представительных органов», утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279 подпунктом 6) следующего содержания:

«6) сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации.».

Также направлено письмо в Министерство информации и коммуникации Республики Казахстан с предложением актуализировать ИИС «Мониторинг» в части обеспечения полноты государственных услуг, оказываемых Управлением и размещении актуальных сведений по государственным услугам в информационных системах, посредством которых оказываются государственные услуги.

Вывод: В Управлении по линии оказания государственной услуги выявлены следующие коррупционные риски:

  • 3 государственные услуги оказываются только на безальтернативной основе, через государственный орган, приводя тем самым прямое соприкосновение услугополучателя с услугодателем;
  • 11 сотрудников Управления привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение норм законодательства о государственных услугах.

 

Выявление коррупционных рисков по линии реализации разрешительных функций.

Управлением реализуется разрешительная функция «Выдача и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, либо в рамках внутрикорпоративного перевода» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 апреля 2016 года «О занятости населения», приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Об утверждении Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода», данная функция осуществляется, приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере». За отчетный период выдано 862 разрешений, из них 850 разрешений выдано через портал «электронного правительства», 12 разрешений выдано через государственный орган, жалоб со стороны услугополучателей не поступало.

 

Выявление коррупционных рисков по линии реализации контрольных функций.

Управление контрольных функции не осуществляет.

 

Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности подразделения.

За указанный период в Управление поступило 657 обращений от физических и юридических лиц, 380 обращений от физических лиц и 277 обращений от юридических лиц, на личный прием к руководству Управления обратилось 10 граждан, из них по 5 обращениям физических лиц приняты положительные решения. По 149 обращениям юридических лиц приняты положительные решения, по 83 даны мотивированные разъяснения. По 33 обращениям физических лиц приняты положительные решения, по 304 даны мотивированные разъяснения.

За анализируемый период со стороны заявителей поступило 35 жалоб. По результатам рассмотрения жалоб даны мотивированные ответы.

На основании представления об устранении нарушения законности от 11 мая 2018 года № 2-21603-18-03117, направленного Управлением комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Республики Казахстан по городу Алматы, были привлечены к дисциплинарной ответственности 6 государственных служащих за нарушение норм Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». В целях недопущения подобных нарушений среди сотрудников Управления проведен всеобуч Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Вывод: В Управлении при рассмотрении обращении физических и юридических лицкоррупционные риски выявлены в части нарушения сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

 

По итогам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков рабочей группой выработаны следующие рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Управлению занятости и социальных программ города Алматы в течение трех месяцев с даты завершения анализа принять меры по следующим направлениям:

  1. Отделу социальных выплат, привести решение внеочередной XXVII сессии маслихата города Алматы V созыва от 2 июня 2014 года № 232 «Об утверждении Правил определения размера и оказания жилищной помощи в городе Алматы» в соответствие с требованием Правил предоставления жилищной помощи, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2314.
  2. Отделу по контролю оказания государственных услуг:
  • совместно с отделом занятости и социального партнерства, юридическим отделом обеспечить своевременное внесение изменений и дополнений в регламент государственной услуги «Регистарция лиц, ищущих работу в качестве безработного», после утверждения соответствующего стандарта государственной услуги;
  • совместно с отделом социальных выплат внести предложение в Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан касательно рассмотрения вопроса, приведения в соответствие сроков оказания государственной услуги «Назачение государственной адресной социальной помощи»;
  • продолжить работу по передаче государственных услуг оказываемых на безальтернативной основе через ГК «Правительство для граждан» и веб-портал «Электронного правительства», в целях минимизации прямых контактов между Услугодателем и Услугополучателем;
  • совместно с профильными отделами провести всеобуч по стандартам и регламентам государственных услуг оказываемых Управлением, с утверждением соответствующего плана.
  1. Отделам документационного обеспечения и информационных технологий повторно провести всеобуч о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в соответствии с требованием действующего законодательства Республики Казахстан, а также использование информационной системы при их рассмотрении.
  2. Руководителям отделов усилить личный контроль, при (постоянно):
  • рассмотрении обращений физических и юридических лиц;
  • оказании государственных услуг.

 

 

Руководитель                                                                                  М. Отыншиев

 

 

Вносит:

Рабочая группа по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков Управления занятости и социальных программ города Алматы:

 

Заместитель руководителя

(руководитель рабочей группы)                                               Л. Джетыбаева

 

Члены рабочей группы:

 

Руководитель службы                                                                    Д. Абибуллаева

управления персоналом

(кадровая служба)

 

Руководитель юридического отдела                                                      Ж. Галиев

 

Руководитель отдела по контролю

оказания государственных услуг                                                 Д. Бектурганова

 

Главный специалист

документационного обеспечения                                                   А. Омарова

 

Главный специалист юридического отдела

(секретарь — рабочей группы)                                                      К. Кунапиева